Реклама

На правах рекламы:

"Круиз" по гагаринским местам

9 марта 1984 года Ю.А. Гагарину исполнилось бы 50 лет. Готовясь к этому юбилею, саратовское экскурсбюро запланировало провести автобусную поездку по гагаринским местам России. Гиды, проводившим экскурсии по саратовскому маршруту "Полет Гагарина - начало космической эры", столкнулись с тем, что у них не хватает знаний, впечатлений, общения с людьми, которые хорошо знали Ю.А. Гагарина, сведений о космических музеях страны. Книжный и другой материал не могли заменить личную сопричастность к событиям, связанным с героем проводимой экскурсии. Наступило время, когда надо было выйти за пределы саратовского периода жизни первого космонавта мира. Турист - человек дотошный, ему подавай всю информацию.

Я был приглашен в поездку и с удовольствием согласился, понимая, что мне тоже надо пополнять багаж знаний, что я буду им полезен, так как во многих гагаринских местах меня знали.

Необычный "вояж" возглавила заведующая методическим отделом Серафима Павловна Терешкина. В нашей команде были экскурсоводы И. Л. Онашко, Ю.М. Леванов, B. А. Ковалева, Л. А. Новикова, Л. Я. Абдрашитова, И.А. Ржевская, методист экскурсбюро М.И. Кац, работница музея краеведения Г.П. Глазман, зав. организационным отделом областного совета по туризму и экскурсиям Н.В. Терешкова, журналист "Зари молодежи" C. Л. Сергиевского. Водителями автобуса были С.В. Буханов и С.П. Гончаров.

Маршрут был определен заранее: Саратов - Пенза - Рязань - Москва - Владимир -Гагарин - Калуга - Тамбов - Саратов. Название " гагаринский" было несколько условным, так как по пути мы предполагали обязательно посетить места, связанные с выдающимися деятелями космонавтики, замечательные памятники истории и культуры.

8 сентября 1983 года мы тронулись в путь. У всех было приподнятое настроение. Нам предстояло за 10 дней преодолеть расстояние примерно в 4 тысячи километров, т. е. по 400 километров в день. Выдержим ли мы такой темп?

На сотом километре от Рязани находится музей К.Э. Циолковского.

Принял нас директор и основатель музея Анатолий Иванович Коваль - педагог по образованию, журналист и пропагандист по призванию. Когда Анатолий Иванович начал свой неторопливый и доверительный рассказ, то сразу стадо ясно, что он не только знаток К. Э. Циолковского, но и сам уже живой экспонат этого музея, потому что все, что здесь находится, прошло через его руки, голову, сердце.

- Музей начался с письма Юрия Алексеевича Гагарина. В 1966 году жители села решили создать музей-памятник своему великому земляку. Написали письмо Гагарину, просили приехать, может быть, помочь с организацией музея. Дом, в котором родился Циолковский, не узнать: он горел, переделывался, переходил из рук в руки. Решили построить новый дом, специально для музея. Юрий Алексеевич не смог приехать, но прислал письмо. " Дорогие друзья!

... Сердечное спасибо за приглашение посетить ваши чудесные места, связанные с именем Константина Эдуардовича. Благодарные потомки никогда не забудут человека, предвидевшего наше славное настоящее. Как только представится возможность, я обязательно приеду к вам".

Письмо экспонируется в одном из разделов музея. А. И. Коваль считает, что музей был построен благодаря поддержке Ю. А. Гагарина. Открыт он был 17 сентября 1967 года в день рождения К. Э. Циолковского.

- Музей создавало все село: кто потеснился и дал нам помещение, кто помог деньгами, а кто принес и домашнюю утварь XIX века, - продолжал рассказ Александр Иванович. - Студенты Рязанского художественного училища оформили стенды и витрины. Большую помощь оказал Государственный музей истории космонавтики. Мне пришлось много потрудиться в архиве академии наук СССР, московских библиотеках, политехническом музее. Коваль подробно знакомил нас с экспонатами, их историей и какое отношение они имеют к К. Э. Циолковскому. Воссоздан бытовой интерьер Циолковских, представ лены книги, научные журналы, которые читал юный Константин. Здесь экспонируется тетрадь с юношескими набросками к будущей книге " Грезы о земле и небе". К.Э. Циолковский писал: "Корни-то мои в рязанской земле. В этом краю протекли едва не лучшие годы, чего там только не испытал. И грамоте мать научила, и первые смелые мысли пришли".

В музее имеются материалы о Ю. А. Гагарине. Кроме письма ижевцам, экспонируются фотографии, барельеф работы скульптора Г.Н. Постникова, бронзовый бюст, выполненный скульптором Л. Е. Кербелем, дубликат " Дела о спортивных рекордах" Ю. А. Гагарина 12 апреля 1961 года, настольные часы, сувениры, макет корабля " Восток".

Мы подарили музею саратовский калач, книгу Ю. Зверева "Юрий Гагарин и Саратовская земля" и землю с места приземления.

Далее наш маршрут проходил мимо города Люберцы, в ремесленном училище № 10 которого Юра Гагарин получил первую рабочую профессию - литейщика-формовщика.

В Москве несколько музеев, связанных с космонавтикой, один из районов назван Гагаринским, библиотека имени Ю. А. Гагарина, где проходят Гагаринские чтения, вечера-встречи с космонавтами, заседания Международного совета по космической литературе.

... Космический музей Звездного городка... Тысячи подарков космонавтам, сотни документов, десятки экспонатов и среди них есть и наши, саратовские. Кажется, здесь собраны лучшие творения человеческих рук. Трудно что-либо выделить. Первые экспонаты музея поступили от Ю. А. Гагарина. С этого и начался музей.

Друзья первого космонавта перенесли в музей из служебного помещения Звездного рабочий кабинет Гагарина, полностью сохранив его в том виде, каким он был при жизни Юрия Алексеевича. На столе лампа с зеленым абажуром, рядом перекидной календарь с датой "27 марта 1968 года", в шкафу шинель, фуражка, шарф... На стене - карта СССР, по которой Гагарин не раз определял маршруты своих поездок по стране. Кажется, что Юрий Алексеевич отлучился ненадолго и скоро вернется, чтобы продолжить работу. Но обычное музейное ограждение возвращает к печальной реальности.

Экскурсовод Н. П. Пашков подарил нашему музею набор туб с космическим обедом космонавтов, несколько книг и значков. Пришел начальник музея Е. Л. Микулин.

- Мы всегда рады саратовцам, особенно представителям из техникума, где учился Юрий Алексеевич Гагарин, - сказал Евгений Львович, приветливо пожимая нам руки. -Мы приняли решение наградить коллектив саратовского музея Юрия Алексеевича Гагарина вымпелом космонавтов СССР за большую работу по пропаганде жизни и деятельности первого космонавта земли. Я его с удовольствием вручаю.

Раздались аплодисменты. Было приятно получить эту награду космонавтов в кабинете Ю. А. Гагарина. На вымпеле портрет первооткрывателя космоса.

Мы подарили саратовский калач из пшеницы с Гагаринского поля, сувениры, книги, фотографии, копии документов.

Отсюда наш путь лежал во Владимир. С историей города связаны имена Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана Грозного, Минина и Пожарского.

- В нашем городе бывали Пушкин, Радищев, Чернышевский, Шевченко, Добролюбов... - Перечисляла экскурсовод Татьяна Васильевна. - А сейчас мы едем по улице Гагарина. Он был в нашем городе в сентябре 1963 года, выступал в Доме политпросвещения, осматривал город.

Из Владимира мы выехали в направлении города Киржач, в деревню Новоселово, рядом с которой находится место гибели Ю. А. Гагарина и В. В. Серегина. Это примерно в 100 километрах от Владимира.

По пути следования Татьяна Витальевна рассказывала нам о Юрии Алексеевиче Гагарине.

...Прошло четыре года, когда я был первый раз не месте гибели Ю.А. Гагарина и В.С. Серегина. Тогда и сейчас, кажется, все осталось по-прежнему, даже такой же сентябрьский день. У поворота от деревни Новоселове к месту гибели висит символическая космическая звезда и стоит полотно с чеканной надписью: "Всегда вперед, не останавливаясь - вперед, Вселенная принадлежит человеку... К.Э. Циолковский".

Мы возложили цветы к памятнику и сфотографировались на память... Исчезнут когда-то березы, срезанные крылом самолета, а память об Икаре XX века останется навсегда.

... Мы едем в Гагарин, волнуемся. Там Юрий Алексеевич родился, там живет его мать -Анна Тимофеевна, его близкие родственники. На минском шоссе автобус заметно ускорил свой бег, по бокам стена сплошного леса, придорожные ковры из сочных трав. Вот и Петрищево. Кому не известно это село? И памятник Зое Космодемьянской. Здесь тоже проливалась кровь, отсюда пришли освободители в город Гжатск, где два года семья Гагариных жила в тяжелых условиях немецко-фашистской оккупации.

Как мы ни спешили, все-таки опоздали. И каково же было наше удивление, когда у гостиницы " Восток" к нам подошел мужчина и представился:
- Виктор Михайлович, ваш экскурсовод. Сегодня расселимся, а завтра начнем экскурсию по городу.

На утро Виктор Михайлович уже стоял у автобуса, ожидая нас.

- Наш город - память Юрию Алексеевичу Гагарину. 23 апреля 1968 года Президиум Верховного совета СССР в целях увековечивания памяти первого космонавта земли принял Указ о переименовании города Гжатска в город Гагарин. Весной 1972 года Секретариат ЦК ВЛКСМ принял постановление о шефстве Всесоюзного студенческого отряда над строительством и благоустройством города. С этого времени началось второе рождение нашего города. - Так начал экскурсию Виктор Михайлович. - Прошло чуть больше десяти лет, а город уже преобразился. Мы с вами сейчас посмотрим наши новостройки. Собственно, мы уже стоим на новой Красной площади. Вот видите памятник Ю.А. Гагарину, вот кинотеатр "Космос", гостиница "Восток", где вы сейчас живете, а дальше мы с вами увидим корпус завода "Динамик", ремонтные мастерские, завод трубных заготовок, жилые дома, поликлинику, больницы, школы, типографию, библиотеку, магазины... Если бы не комсомол, город не был бы таким. А каким он будет к 2000 году. Приезжайте!

Мы поехали по городу и из окна автобуса любовались им, а когда увидели деревянный городок с крепостями, горками, дядьками-черноморами, выстроенный студентами-горьковчанами, не выдержали и побежали, как дети, смотреть на это чудо.

А дальше - леса новостроек, и всюду мы видели студентов строительных отрядов. По дороге в Клушино, где родился Юрий Гагарин, мы остановились у дома матери, Анны Тимофеевны. Она была дома. - Заходите. Саратовцам всегда рада. Мы сейчас организуем чай..
- Нас много, 14 человек, - говорю я.
- Ничего, всех посадим.
- Анна Тимофеевна, мы бы хотели сначала съездить в Клушино, а оттуда к вам.
- Хорошо, только недолго.

В Клушине осмотрели дом, в котором жила семья Гагариных. Сейчас в нем музей, внутри воссоздана бытовая обстановка: стол, буфет, лавки, табуретки - дела рук отца-плотника. Везде различные подарки, сувениры, письма. На стенах много фотографий. И все Юра, Юра. Обратили внимание, что саратовские материалы о Гагарине здесь широко представлены.

Заглянули в землянку, где жили два года Гагарины во время немецко-фашистской оккупации. Низкие потолки, деревянные нары, на полу, на стенах вода. Когда вернулись, стол у Гагариных был уже накрыт, и Анна Тимофеевна, Зоя Алексеевна и Тамара Дмитриевна пригласили нас. Здесь нас ждали мэр города Метелкин Сергей Дмитриевич и секретарь парткома завода "Динамик".

Говорили о Юрии Алексеевиче, о городе.
- Сейчас заканчиваем строительство "Дома для космонавтов", - сказал Сергей Дмитриевич. - Там будет жить Анна Тимофеевна, а здесь сделаем музей родителей Гагарина.
- Приезжайте еще, - сказала Анна Тимофеевна. Потом подошла ко мне, расцеловала и, глядя внимательно в глаза, тихо произнесла: - А вас, Владимир Иванович, прошу обязательно приехать ко мне на 80-летие 20 декабря. Очень прошу.
- Постараюсь, Анна Тимофеевна.

"Самая счастливая мать в мире", - говорили об Анне Тимофеевне. Может быть, и так. Но она при жизни потеряла двух сыновей и мужа.
- Вот отмечу Юрию 50-летие, себе 80-летие и буду умирать, - говорила она нам.

На ее юбилей приехали представители со всех концов страны. Саратов представлял я один. Привез Анне Тимофеевне 4 калача знаменитого саратовского хлеба и большой цветастый платок, который она сразу же накинула на плечи, а калачи пустила по кругу.

Анна Тимофеевна подарила мне свою книгу "Слово о сыне" и памятную фотографию.

Через полгода ее не стало: она умерла 12 июня 1984 года. Память о ней хранится в экспозициях нашего музея, в альбоме, кинофильме о встрече с ней на саратовской земле в июне 1981 года... А.М. Горький как-то сказал: "Из новостей, поражающих воображение, в Калуге открыта "Причина космоса...". В Калуге родилась идея практического освоения человеком космического пространства и были намечены основные этапы его исследования и завоевания. И сделал это теперь известный на весь мир, а тогда только калужанам, скромный учитель физики и математики.

Мы спешили в Калугу. Хотелось увидеть изначальную космонавтику, ее колыбель.

Здесь, в музее истории космонавтики, мы приобрели много книг, открыток и значков. Оставили саратовские сувениры. Поблагодарив экскурсовода, мы направились в парк, где покоится прах К. Э. Циолковского.

... Вокруг живые цветы. На обелиске слова из завещания К. Э. Циолковского, написанные незадолго до кончины в адрес ЦК ВКП(б): "Все свои труды по авиации, ракетостроению и межпланетным сообщениям передаю партии большевиков и Советской власти - подлинным руководителям прогресса человеческой культуры. Уверен, что они успешно закончат эти труды".

Отсюда мы спускаемся вниз, где на берегу Оки стоит Дом-музей К. Э. Циолковского -филиал музея истории космонавтики.

Дом-музей К. Э. Циолковского посещал и Ю. А. Гагарин. Рассказывают, что он пробыл здесь два часа, дотошно выясняя историю каждого экспоната и его назначение. В книге отзывов Юрий Алексеевич написал: " Для нас, космонавтов, пророческие слова К. Э. Циолковского об освоении космоса всегда будут программными, всегда будут звать вперед".

Многие экспонаты связаны с именем Ю.А. Гагарина. Увидел я и наш альбом о первом космонавте, выпускнике индустриального техникума, который мы подарили "первым космонавтам" О. В. Холопцевой и А. С. Суворову в 1964 году.

Мы подарили Дому-музею саратовские книги о Ю.А. Гагарине и землю с места приземления.

Мы почерпнули столько за эту поездку, сколько не могли получить, читая газеты, журналы и книги о первом покорителе космоса. Теперь наша задача всем этим поделиться с саратовцами и гостями Саратова.