космология вселенная небесные тела солнечная система | |
Реклама
На правах рекламы: |
Мотивы космической деятельности «сверхдержав»: слова и делаВыходец из нацистской Германии, специалист по космонавтике, работавший впоследствии в США, К. Эрике писал: «Если бы ракета не была создана как оружие, ее необходимо было бы создать как средство космических полетов. Однако в последнем случае остается открытым вопрос, кто будет платить многие миллиарды долларов». Новая техника должна прежде всего помогать государствам и народам обустраивать свою жизнь, повышать совершенство и продуктивность их экономики и сельского хозяйства, содействовать росту эффективности системы образования, медицины и здравоохранения, давать в их распоряжение уникальные средства рационального использования и воспроизводства далеко не безграничных ресурсов планеты, открывать все более широкий доступ к культурному наследию цивилизации. Это утверждение справедливо для античной истории, эпохи инквизиции и Возрождения, для периода противоборства социализма и капитализма и для начала нового века, который вряд ли скоро освободится от конфликтов различного характера и масштаба, от глобальных угроз, социального и экономического неравенства, от межрелигиозных противоречий. Приступая к реализации своих национальных космических программ, СССР и США, естественно, видели себя исполнителями самых благородных замыслов прошлого и настоящего, избранниками истории, прокладывающими цивилизации путь к светлому будущему. Отказать лидерам этих стран в таком «общечеловеческом романтизме» их современники не имели оснований. Тем более нет таких оснований и у нас, когда мы с вершины далеко не во всем положительного опыта «холодной войны» обращаемся к декларациям политических и общественных деятелей, ученых и космонавтов, комментировавших космические события тех лет, к официальным документам, регламентировавшим космические программы СССР и США. В то же самое время было бы неправильным не обращать внимания на те мотивы и приоритеты национальных космических программ, которые были продиктованы политическими, военными, экономическими, идеологическими и другими интересами «сверхдержав», озабоченных своим статусом, авторитетом и влиянием на мировой арене в те годы. Эти мотивы и интересы мы рассмотрим далее на основе рассекреченных документов и воспоминаний непосредственных участников исторических событий. Когда сама логика исследований космического пространства с поверхности Земли, инженерных разработок, испытаний ракетно-космической техники шаг за шагом приближала Советский Союз и США к первому «прыжку в космос», наиболее популярной для широкой общественности задачей, с которой связывали практическое использование космических аппаратов в СССР, США и ряде других стран, было развитие науки. Во имя расширения масштабов и углубления системы знаний об окружающем мире, в интересах дальнейшего развития фундаментальных и прикладных научных исследований мировая наука считала целесообразным начать запуски в космос искусственных спутников Земли. В сообщении ТАСС о запуске первого в мире искусственного спутника Земли говорилось: «Успешным запуском первого созданного человеком спутника Земли вносится крупнейший вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Научный эксперимент, осуществляемый на такой большой высоте, имеет громадное значение для познания свойств космического пространства и изучения Земли как планеты нашей Солнечной системы... Искусственные спутники Земли проложат дорогу к межпланетным путешествиям, и, по-видимому, нашим современникам суждено быть свидетелями того, как освобожденный и сознательный труд людей нового, социалистического общества сделает реальностью самые дерзновенные мечты человечества». Для Советского Союза космическая тематика была тесно связана с интенсивными работами по созданию военных ракет как одного из важных элементов оборонного потенциала государства перед лицом активных приготовлений к войне Германии, Японии, ряда других капиталистических стран. Однако на самом раннем этапе С.П. Королев искренне верил, что создание жидкостного ракетного двигателя откроет перспективу полета человека в космос. Вот что писал он в 1945 году: «Мысль об использовании ракетных аппаратов для подъема человека на большие высоты и даже для вылета его в космическое пространство известна довольно давно, так как идея самого ракетного двигателя в силу его природы и принципа действия лучше всего применима для такого рода полетов. В этой области большую ценность имели и имеют капитальные работы К.Э. Циолковского, Ф.А. Цандера, Ю.В. Кондратюка (А.И. Шагрея (надо Шаргея)). Проблема ракетного двигателя на жидком топливе является одной из новых проблем, выдвинутых современной техникой. Как всякая новая проблема, она имеет свои особенности, ставящие целый ряд задач, от решения которых зависит решение самой проблемы». В 1952 году в письме Л.П. Берии об особенностях конструктивной схемы ракеты Р-2 С.П. Королев детально докладывал о состоянии работ над военными ракетами в СССР, уже не упоминая о планах подготовки запусков в космос. В Соединенных Штатах Америки в 1952 году для президента Трумэна был подготовлен доклад о «проблеме искусственного спутника Земли», на основе которого впоследствии был разработан проект «Авангард». Доклад содержал самые общие сведения о космическом полете и одновременно указывал на те преимущества, которые сулят государству разработка и начало эксплуатации искусственных спутников Земли. В докладе, в частности, говорилось: «Ценность беспилотных искусственных спутников Земли делится на следующие категории: а) научные - будучи оснащенным соответствующими и телеметрическим оборудованием и приборами спутник сможет предоставить нам ценную научную информацию относительно физических условий в космическом пространстве...; б) военные - таким же образом с помощью оборудования, упомянутого выше, и в сочетании с приборами для передачи изображения на расстояния спутник мог бы быть ценным наблюдательным пунктом...; в) психологические - при наличии на борту спутника средств передачи сигналов или трансляции передач он мог бы стать исключительно эффективным распространителем информации для свободного мира». В докладе также обращалось внимание на необходимость обеспечения лидерства США в этой области: «...Следует ожидать, что Политбюро (ЦК КПСС. - Г.Х.) может захотеть захватить лидерство в разработке спутника. Они могут также принять решение не создавать сложных приборов, которые мы считаем необходимыми для того, чтобы спутник выполнил свою главную функцию, а просто вывести в небо первыми спутник, который могут наблюдать все. Если Советский Союз выполнит это раньше нас, это будет серьезным ударом по техническому и инженерному престижу Америки во всем мире. Этим достижением во всей полноте воспользуется советская пропаганда». Следует подчеркнуть, что проведенные здесь оценки мотивов СССР и США в космосе - результат анализа многочисленных документов об истории космонавтики, которые стали доступными для исследователей значительно позже. Что же касается официальных деклараций относительно приоритетных задач, которые зарождающиеся космические программы двух стран должны были решить для советского и американского народов и для всего человечества, то это были задачи научные, исследовательские, мировоззренческие. На словах СССР и США ставили свой потенциал космической техники на службу программе Международного геофизического года (1957-1958). В соответствии с Конституцией США новая область деятельности государства должна была получить законодательное оформление. В Национальном законе об авиации и исследовании космического пространства 1958 года, в соответствии с которым было также создано профильное гражданское федеральное ведомство - Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), были перечислены задачи, реализации которых в интересах американского общества должна была материально содействовать национальная космическая программа США: расширение знаний о природных процессах и в космическом пространстве; совершенствование техники; определение перспективных возможностей, которые может открыть космонавтика; сохранение лидерства США в авиации и космонавтике; скорейшая передача соответствующих результатов исследований организациям министерства обороны; содействие сотрудничеству США с другими странами и группами стран в рамках, определенных настоящим Законом; обеспечение эффективного использования научно-технических ресурсов государства. У Советского Союза такого закона или программного документа, регламентирующего космическую программу, не было. Поэтому цели, которые он преследовал, начав исследование и практическое использование космического пространства, приходилось «извлекать» из соответствующих документов КПСС и Советского правительства, выступлений партийных и государственных руководителей, заявлений ученых и космонавтов. Из множества деклараций, формулировок и рассуждений такого характера настойчивому исследователю удавалось «сконструировать» такую систему приоритетов советской космической программы; расширение фронта фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок; совершенствование обороноспособности государства; широкое использование космической техники в интересах прогресса и повышения эффективности народного хозяйства; укрепление позиций мировой социалистической системы; использование результатов космической программы в интересах идеологической борьбы и повышения престижа Советского Союза в мировом общественном мнении. Закон о космической деятельности появился уже после распада Советского Союза - в 1993 году. Статья 3 этого документа так определяет цели и задачи космической деятельности Российской Федерации в современных условиях: «1. Космическая деятельность осуществляется в целях повышения благосостояния граждан Российской Федерации, развития Российской Федерации и обеспечения ее безопасности, а также в целях решения глобальных проблем человечества. 2. Основными задачами космической деятельности под юрисдикцией Российской Федерации являются: обеспечение доступа в космос; изучение Земли из космоса; развитие науки и техники и технологий, способствующих повышению эффективности экономики; обеспечение обороноспособности Российской Федерации и контроль за выполнением международных договоров, касающихся вооружений и вооруженных сил». Вслед за СССР и США свои «национальные цели» в космосе законодательно зафиксировали другие развитые государства, научно-технический и экономический потенциал которых позволял начать планирование и реализацию собственных космических проектов. Франция, например, провозглашая основные направления своей космической деятельности на 1965- 1970 годы, выразила намерение «укрепить свою роль как ведущей западноевропейской космической державы и занять лидирующее положение в тех областях космонавтики, которые остались вне сферы внимания СССР и США». Великобритания в 1985 году официально заявила, что ставит перед собой двоякую задачу: «1) содействовать созданию рентабельной космической промышленности, способной создавать и эксплуатировать космическую технику в избранных областях, где Великобритания решила специализироваться; 2) использовать космическую технику в деятельности правительства (в интересах метеорологии, связи, научных исследований и т.д.) и тем самым приносить максимальные выгоды государству». Япония провозгласила свою приверженность двум категориям космической деятельности: «научные исследования космоса и практическое использование искусственных спутников Земли в таких областях, как связь, метеорологические измерения, навигация и геодезическая съемка». Столь перспективная и престижная область научно-технической, экономической и политической деятельности, как космонавтика, не могла не привлечь внимания многих государств планеты, в том числе развивающихся. Противоборство в космосе СССР и США стало для многих из них своеобразным «ликбезом», позволившим правильно оценить свои реальные возможности и приступить к формированию собственного потенциала космической техники или к поиску таких форм сотрудничества с государствами, обладающими таким потенциалом, которые позволили бы им удовлетворить свои национальные интересы, касающиеся деятельности на мировом рынке космических товаров и услуг. Хорошо усвоив уроки отчаянного соперничества в космосе СССР и США, многие государства, являющиеся в настоящее время активными участниками мировой космической деятельности, создали собственные космические ведомства, приняли законодательные документы, регулирующие их национальные космические программы, и, не обременяя себя амбициями на неоспоримое лидерство в космосе, получают от этого уникальные и экономически ощутимые выгоды. Затраты ресурсов и эмоциональные страсти, сопровождавшие соперничество СССР и США в космосе, в настоящее время стали уже достоянием истории, хотя еще не столь далекой. Хочется надеяться, что в будущем не только Россия и США, но и все другие государства планеты, приступающие к самостоятельной или коллективной космической деятельности, не будут давать воли излишним эмоциям, а будут следовать критериям эффективности и рентабельности, которые позволят сделать потенциалы космической техники мощным средством экономического и социально-политического прогресса земной цивилизации.
|
© 2007-2024 . Созвездия.ру |