Реклама

На правах рекламы:

7.2. Организация, которой не существовало 35 лет

9 августа 1960 года директор ЦРУ в администрации Эйзенхауэра А. Даллес подписал директиву о создании комитета по воздушной и космической разведке, на который была возложена «координация деятельности по совмещению задач в сфере внешней разведки и требований, сформулированных разведывательным комитетом США, с возможностями действующих или перспективных систем разведки; рассмотрение таких проблем как распределение разведывательной информации и принятие мер безопасности и подготовка соответствующих рекомендаций». Именно усилиями этого комитета при содействии других разведывательных организаций США была начата реализация самого секретного проекта разведывательных спутников - «Корона», и впоследствии был создан разносторонний потенциал космических средств наблюдения, которые в конечном счете содействовали активизации процесса ограничения вооружений и разоружения, укреплению мер доверия в международных отношениях, повышению «прозрачности» процессов разработки и реализации внешней политики. Но до мер доверия и разоружения под строгим международным контролем в те далекие годы было еще очень и очень далеко. Тогда соперничество на Земле и в космосе стимулировалось стремлением СССР и США любыми средствами как можно больше узнать о военных возможностях противника.

Среди рассекреченных документов, относящихся к начальному этапу американской космической программы, в этом плане нас может заинтересовать представленный в апреле 1959 года правительству США корпорацией «Итек» проект документа «Политические действия и спутниковая разведка». Документ начинался с однозначной оценки важности проблемы: «Разведывательная информация, получаемая в результате полетов над территорией СССР, в настоящее время имеет жизненно важное значение для безопасности США - она позволяет адекватно оценить боевые порядки (советских войск. - Г.Х.), получить экономические данные, обеспечить оповещение о внезапном нападении и т.д. Программы спутников (разведки. - Г.Х.), которые реализуются или находятся на этапе планирования, могут реально предоставить такую информацию в общем виде в 1959 году и начиная с 1961 года - в деталях». Далее в документе говорилось, что проблема, обсуждаемая в документе, - не проблема техники, не проблема уязвимости США от советских военных действий, а проблема политической уязвимости тогдашних программ разведывательных спутников США. При этом подчеркивалось, что применявшиеся до этого технические средства разведки - самолеты и воздушные шары - оказались уязвимыми по отношению к средствам противодействия, которыми пользовался Советский Союз, и одновременно стали объектом политической критики со стороны СССР и их союзников, которые обвиняли США в шпионаже, противоречащем нормам международного права. Документ содержал широкий круг предложений, связанных с превращением разведывательных спутников в «политически оправданное» средство получения данных об СССР и других странах. Оставим в стороне дискуссии среди политических и военных руководителей, а также представителей разведывательного сообщества США о статусе - открытом, «полуоткрытом» или полностью закрытом - такой деятельности. Рассекреченные к настоящему времени официальные документы того периода свидетельствуют о том, что создание и постоянное совершенствование космических средств разведки в самом широком смысле этого понятия - включающего не только разведывательные спутники, но и космические средства связи, навигации, метеорологии, дистанционного зондирования, раннего оповещения и т.д. - было и остается одним из самых приоритетных направлений космической программы США. По объему финансовых средств, полученных из бюджета, это направление уступает только деятельности, связанной с созданием пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций.

В пользу вывода о высоком приоритете технического потенциала средств космической разведки говорит и тот факт, что его самая важная и наиболее совершенная часть была организационно обособлена и выделена в отдельный проект, которым руководило «самое секретное» подразделение - Национальное разведывательное управление (не путать с ЦРУ!). Вот что говорится в совершенно секретной на период ее подписания в 1964 году директиве министерства обороны США: «В соответствии с полномочиями, которыми обладает министр обороны, и с положением Закона о национальной безопасности 1947 года, ...создается Национальное разведывательное управление как оперативное подразделение министерства обороны, подчиненное министру обороны». Далее в директиве говорилось, что это управление будет отвечать за все проекты, связанные с использованием авиационных средств и спутников для пролетов над территорией других стран с разведывательными целями, и вся эта деятельность будет представлять собой «единую программу».

По всей вероятности, это не первый документ о статусе и сфере ответственности НРУ, поскольку американские исследователи утверждают, что «первый успешный запуск по проекту «Корона» 18 августа 1960 года совпал с реорганизацией системы управления спутниками разведки. Чтобы ограничить соперничество между ВВС и ЦРУ, в Пентагоне была создана новая «зонтичная» организация - Национальное разведывательное управление (НРУ). НРУ взяло на себя координацию Программы А (которую реализовывали ВВС США), Программа В (которую проводило в жизнь ЦРУ) и Программы С (которую осуществляли ВМС США). Нас же в большей степени интересует то обстоятельство, что с 18 августа 1960 года в рамках проекта «Корона» начались работы по реализации «Перечня самых приоритетных целей на территории СССР». Приведем первый пункт из этого, тоже совершенно секретного в момент подписания, документа: «Перечень 32 самых приоритетных целей на территории СССР для сбора информации с помощью системы «Талант» приводится ниже. Как и в предыдущих перечнях, главные объекты, представляющие интерес, это: (а) межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), баллистические ракеты средней Дальности (БСРД), баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ); (b) тяжелые бомбардировщики; (с) объекты ядерной энергетики. Однако первостепенное внимание следует уделить МБР и проблемам их базирования».

Американские аналитики утверждают, что с первым запуском в рамках проекта «Корона» начался качественно новый этап в развитии космической разведки США: «только в одном полете было отснято 3000 футов (914 метров) фотопленки, были получены разведданные с территории 1650000 кв. миль (около 2655000 кв. км) Советского Союза. Только в одном этом полете удалось получить такое же количество данных фоторазведки, как в ходе всех полетов самолетов-разведчиков «У-2», выполненных к этому времени.

Знакомство с недавно рассекреченными документами по проекту «Корона» дает основания для довольно неприятного для Советского Союза того времени вывода: в самых верхних эшелонах политического и военного руководства США уже в то время «не строили того, что не должны были строить, и не боялись того, чего не должны были бояться». Обратимся лишь к одному документу такого рода - разведывательной сводке о численности и базировании советских межконтинентальных баллистических ракет (МБР). На его титульном листе гриф «Совершенно секретно» и кодовое название «Талант - Замочная скважина», свидетельствующие о том, что информация получена с помощью разведывательных спутников, а также ссылка на то, что документ подготовлен совместными усилиями ЦРУ, разведывательных организаций Государственного департамента, армии, ВМФ и ВВС США; объединенного комитета начальников штабов, национального агентства безопасности и комиссии по атомной энергии.

Разведывательная сводка, в которой осталось немало нерассекреченных мест (в тексте они «вымараны» черным цветом), начинается разделом «Выводы». Вот лишь некоторые из них: «1. Новые данные, на основе которых оказалось возможным повысить достоверность оценок, позволили пересмотреть в сторону уменьшения сделанные до этого выводы относительно численности современного потенциала советских МБР, но в то же самое время подтвердили правильность ранее сделанных оценок потенциала советских ракет средней дальности... 5. Советские декларации о их резко возросшей ударной мощи, таким образом, относятся в первую очередь к потенциалу нанесения массированного удара по Европе и другим периферийным целям. Хотя советская пропаганда усердно культивирует образ значительной мощи советских МБР, центральный элемент потенциала, который СССР может в настоящее время использовать для нападения на США, составляют бомбардировщики и баллистические ракеты подводных лодок, а не значительная группировка МБР. Хотя эта группировка МБР и представляет собой серьезную угрозу для городских районов США, от нее исходит лишь ограниченная угроза ударным ядерным средствам, базирующимся на территории США».

Основной раздел сводки - «Дискуссия» - содержит не менее убедительные оценки, на основе которых высшее руководство США могло с уверенностью полагаться на принцип «достаточности» при планировании мероприятий по совершенствованию своего военного потенциала, а высвободившиеся средства направить на развитие американской космонавтики. Приводим несколько пунктов из этого раздела.

«6. Необходимость пересмотра наших оценок потенциала советских МБР обусловлена получением в последнее время новой информации от трех видов источников. Во-первых, обработка данных электронной разведки и наблюдение в 1961 году за событиями на полигоне, где ведется отработка советских МБР и испытательные запуски ракет-носителей, дала в наше распоряжение информацию о новых типах баллистических ракет, которые находятся в стадии разработки, а также о темпах и результатах других подобных программ. Во-вторых, фотографирование (из космоса. - Г.Х.) крупных районов на территории СССР позволило получить первые надежные свидетельства наличия комплексов обслуживания МБР, а также детально выяснить методы развертывания на местности таких комплексов, которыми пользуются в Советском Союзе; было предпринято детальное изучение больших районов на территории СССР, где предположительно могли располагаться такие ракетные комплексы. Наконец, надежные агентурные донесения дали в наше распоряжение полезные сведения об общем состоянии и организации ракетных сил дальнего действия (имеются в виду ракетные войска стратегического назначения. - Г.Х.). Поэтому, хотя еще и существуют значительные пробелы в информации, а имеющаяся информация может интерпретироваться по-разному, наши последние оценки этой деликатной проблемы имеют под собой более надежную основу.

7. Программа испытательных запусков МБР и ракет-носителей на полигоне Тюратам (район, прилегающий к космодрому Байконур. - Г.Х.) была значительно более интенсивной в 1961 г., и в то же самое время в ней было значительно больше аварий, чем за любой другой подобный отрезок времени в последние четыре года. В период с января по 17 сентября 1961 г. здесь было выполнено 39 пусковых операций. Среди них 13 были запусками МБР первого поколения или ракет-носителей, в которых использовался тот же тип двигательной установки. Только один из этих запусков был неудачным. Остальные 26 запусков - новые ракетные системы, использование которых на этом полигоне ранее не наблюдалось». К сентябрю 1961 года, после пяти успешных запусков спутников проекта «Корона», американские эксперты убедились: в арсенале Москвы отнюдь не 140-200 межконтинентальных ракет, как считалось ранее, а порядка 10-25.

Мы привели выдержки лишь из одной разведывательной сводки, подготовленной на основе данных, полученных с помощью спутников, которые запускались в рамках проекта «Корона» и представляли собой лишь первые, весьма примитивные по сравнению с используемыми в настоящее время космическими средствами сбора разведывательной информации. В середине 90-х годов в американской прессе появились данные о спутниках «Замочная скважина» КН-11 и КН-12, которые были оснащены сложнейшей аппаратурой и могли получать весьма достоверную информацию об объектах на территории других стран, представляющих интерес для военного ведомства и разведывательного сообщества США.

Нужно внести ясность: Советский Союз был далеко не единственным государством, против которого США вели активный воздушный космический шпионаж. Достаточно вспомнить то унижение, которое пришлось испытать советским дипломатам в1962 году, когда в ответ на их «самые убедительные» уверения в том, что советских ракет на Кубе не было, по распоряжению президента Кеннеди на совещании были продемонстрированы снимки позиций этих ракет, сделанные с борта самолетов-разведчиков «У-2». В 1964 году на основании данных, полученных с разведывательных спутников, тогдашний государственный секретарь Д. Раск за 17 дней до события заявил, что Китай готовит свой первый ядерный взрыв на полигоне Лоп Hop во Внутренней Монголии. Благодаря спутникам-шпионам в 1967 году удалось подсчитать, что в ходе Шестидневной войны Израиль уничтожил по крайней мере 245 самолетов в Египте, Иордании и Сирии.

В марте 1982 года газета «Нью-Йорк таймс» поведала читателям почти детективную историю о раскрытии с помощью американских самолетов-разведчиков «У-2» и «SR-71» военных приготовлений сандинистского правительства Никарагуа во главе с Д. Ортегой. На разведывательных аэрофотоснимках были выявлены военные базы и тренировочные центры, на которых размещались советские танки Т-54 и Т-55, тяжелая артиллерия, другая военная техника. Советские и кубинские инструкторы (это уже не результаты фоторазведки, а агентурные данные) готовили здесь личный состав никарагуанской армии для участия в революционных войнах в Гондурасе, Сальвадоре, Гватемале, других странах Латинской Америки. Известный американский специалист по дешифрованию аэрофотоснимков сообщил на пресс-конференции, где он демонстрировал эти фотоматериалы, что не сомневается в том, что на территории Никарагуа строятся ангары для советских истребителей МИГ-17 и МИГ-21. А источники в американском разведывательном сообществе сообщили, что в Болгарии и на Кубе проходят подготовку никарагуанские летчики, которые будут использовать эти советские самолеты в боевых действиях. Ситуация оценивалась американскими военными экспертами как похожая на Кубинский кризис 1962 года.

Оставим в стороне эмоции политиков, военных, представителей разведслужб США по поводу возможных последствий появления в распоряжении далеко не дружественного им сандинистского режима в Никарагуа столь совершенных советских боевых самолетов, зарекомендовавших себя весьма с положительной стороны в вооруженных конфликтах во многих регионах планеты. Здесь начинается «сага о пропавших МИГах», которая наделала много шума в американской прессе и привела в смятение многих высокопоставленных политических и военных руководителей. Спустя два года после первых спекуляций о возможности появлений МИГов в Никарагуа на основе данных из различных источников официальные лица стали утверждать, что советские истребители готовятся к отправке по морю в порты назначения. В сентябре 1984 года после заявлений Д. Ортеги, что Никарагуа скоро получит МИГи, США бросили на разведку этой акции свой спутник КН-11. Спутник отследил весь маршрут советского грузового судна «Бакуриани», на борту которого, как предполагалось, МИГи должны были прибыть в никарагуанский порт Коринго. По первоначальным разведывательным данным на него погрузили двенадцать огромных деревянных ящиков, в которых могли находиться истребители. Разгрузку в порту Коринго отслеживали не только со спутника КН-11, но и с самолетов-разведчиков «SR-71». Обнаружили четыре патрульных катера, два вертолета, другую военную технику. Но МИГи, если даже они и были погружены на грузовой корабль в порту отправления, бесследно пропали. Это был чувствительный конфуз американских разведслужб или тщательно спланированная пропагандистская акция.

Получить столь достоверные сведения о военных и других объектах на территории других государств, которые являются ключевыми элементами национальных военно-технических и экономических потенциалов, можно только создав весьма совершенные приборы и оборудование для наблюдения из космоса в оптическом, инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах.

Многие из разведывательных спутников СССР, США и других стран, которые находились в повседневной эксплуатации в конце 1980-х годов отвечали этим требованиям. Причиной тому было не менее серьезное, чем в США внимание к этим видам космических средств, которое уделяли им политические и военные руководители СССР и ряда других государств. Значение разведывательных спутников для разработки и реализации внешней и военной, а в ряде случаев и внутренней политики в годы «холодной войны» было весьма высоким. В начале XXI века роль прикладных космических средств еще более возросла.

Ранее мы уже обращали внимание на то обстоятельство, что потенциал космических средств разведки, надежный фундамент для которого был заложен усилиями администрации Эйзенхауэра, оказался весьма эффективным средством оптимизации процесса принятия важнейших решений по проблемам внешней и военной политики, поскольку позволял точно оценить намерения и возможности других государств. В настоящее время возможности этого потенциала, которым обладают все больше государств, расширяются, а круг правительственных ведомств и организаций частного бизнеса, проявляющих интерес к получению доступа к информации, поступающей из космоса, постоянно растет. История развития космических средств разведки заслуживает специального исследования, тем более что в современных условиях они могут стать надежным средством укрепления всеобъемлющей безопасности, миротворчества и разрешения конфликтов различного свойства, предотвращения экологических катастроф и реализации программ устойчивого развития, решения глобальных проблем, углубления взаимовыгодных отношений между всеми государствами, составляющими современное мировое сообщество.

Солнечная система Небесные тела Вселенная Космология English version